В каждом сообществе есть активные и инициативные люди, которые не хотят пассивно ждать улучшений в неопределенном и трудно прогнозируемом будущем, а готовы сами его приближать и создавать своими руками в соответствии со своими представлениями. Такие люди называются активистами и находят себе применение в разных сферах жизни - немало их в органах власти, в некоммерческих организациях, в политических организациях и движениях. Некоторые активные граждане не стремятся входить в какие-то существующие структуры и действуют самостоятельно или при поддержке своих друзей.
Но далеко не все вопросы можно решить в одиночку или вместе с небольшим числом единомышленников. Для решения вопросов, затрагивающих большое число людей, необходимо иметь право на действие от их имени. Органы власти получают такое право на выборах, а для реализации гражданских инициатив необходимо достигать «общественного согласия» с окружающими и лучшей формой для этого является территориальное общественное самоуправление – ТОС. Само создание ТОС – это способ формирования общественного согласия и организации диалога о том, как обстроить жизнь вокруг.
Законодатель определяет территориальное общественное самоуправление как форму непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд. Заинтересованность в создании ТОС высказывают не только сами жители, но и органы власти. Причина внимания – возможность привлечения ТОСами ресурсов, недоступных для органов местного самоуправления.
В регионах Российской Федерации успешно реализуются практики, при которых на базе ТОС за счет привлечения внебюджетных источников не только осуществляется софинансирование решения вопросов местного значения, но и выстраивается система общественного контроля эффективности исполнения публичных полномочий и качества оказания услуг в различных сферах жизнедеятельности.
Однако, ситуация с ТОС в России очень неоднородна. В каких-то регионах число ТОСов исчисляется тысячами (например, Краснодарский край, Волгоградская область), в каких-то – единицами (Москва, Тверская область), а где-то их нет вообще (Санкт-Петербург, Ленобласть).
В Ханты-Мансийском автономном округе в настоящее время насчитывается 56 зарегистрированных ТОС в 8 муниципальных образованиях. 33 ТОС образовано в городских округах (Сургут, Нефтеюганск, Пыть-Ях), 19 – в городских поселениях (Лянтор и пгт Пойковский Нефтеюганский район) и 4 – в сельских поселениях Ханты-Мансийского, Октябрьского и Нефтеюганского районов. Общий охват населения границами ТОС составляет 275,7 тыс. человек, что составляет около 16% от числа жителей автономного округа.
И всё же в большинстве муниципальных образований автономного округа распространение на сегодняшний день ТОС не получило.
Главной причиной, по мнению экспертов, является отсутствие ответственной инициативности самих граждан.
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выступает в поддержку общественных инициатив, принимая факт партнерских отношений власти с населением как основное условие обеспечения общественно-политической стабильности Югры. В апреле 2018 года распоряжением Правительства утверждена Концепция развития территориального общественного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2025 года.
Вопросам развития ТОСов была посвящена IV конференция Всероссийского Совета местного самоуправления, которая прошла в июне этого года в городе Нефтеюганске с участием федеральных экспертов.
Развитие ТОС оказывается в фокусе самых разных интересов, каждый из которых основан на своей мотивации, но в совокупности полезен всем.
Управление внутренней политики и общественных связей администрации города Югорска